IT таксисты

IT таксисты

В этой статье я попытаюсь рассказать как развивается рынок такси и как развитие информационных технологий влияет на его формирование.

Ретроспектива

Было: Оператор сидит у телефона, принимает и фиксирует заявки от клиентов в тетрадь. Потом по рации опрашивает водителей на предмет того, кто возьмет заказ. Многие заказы не исполнялись ибо такая организация работы имеет свои пределы по количеству машин, одновременно находящихся на линии.

Стало: Телефоны превратились в шлюзы IP телефонии с записью разговоров, тетрадь превратилась в АРМ и сервер, который определяет координату клиента по адресу и назначает ближайшего водителя (или показывает заказ ближайшим водителям и там уж кто возьмет). Учет автоматический. Исполняемость возрасла. Сейчас, у хорошей службы она составляет 80-85% от всех принятых звонков.

Будет: Люди перестанут вызывать такси по телефону. Точнее перестанут звонить. Вызов будет осуществляться нажатием одной кнопки в мобильном. Сравните сами: что лучше, тратить минуту на то, чтобы дозвониться, объяснить где вы и потом еще минут 30 ждать или нажать кнопку, через 30 секунд узнать, что машина будет в течение 5 минут и больше ничего не делать? Я уже не говорю о том, что если вы путешествуете по стране, то вам не очень хочется запоминать разные номера.

«Нет, сынок, это фантастика!» скажете вы. А я скажу, что кое-где это уже работает.

Ясное дело, что для скорого пришествия транспортного рая необходимы изменения в текущей ситуации. Итак, что необходимо изменить?

«Кнопка»

Чтобы вызывать такси по кнопке, надо как минимум сделать кнопку. Речь идет о клиентском мобильном приложении. Основная задача приложения: экономить время клиента и работать максимально просто. Сделать его можно очень по-разному. На вскидку варианты такие:

Телефонная книга
Это даже не кнопка, а просто набор телефонов по городам. Лучше чем искать номера самому, но на этом преимущества заканчиваются. Пример реализации онHadnoidea.

Еще есть западный вариант Cab4me. Они предлагают таксистам выделить на карте область которую они обслуживают. Когда клиент запускает приложение, он видит всех, кто работает в данном районе. Иногда приложение показывате ближайшие стоянки такси.

Приложение-кнопка
Вводите в приложение номер телефона (регистрируетесь). Нажимаете кнопку, номер и координаты отсылаются в службу такси. Далее все происходит как сейчас (они вам перезванивают, шлют смски и прочее). Недостаток в том, что вы долго находитесь в неведении относительно того, кто и когда к вам приедет и приедет ли вообще (помните про 85%?). Живых примеров я не знаю.

Приложение-пульт
Регистрируетесь. Заполняете простую форму. Точнее одно поле «куда» и нажимаете «заказать». Далее следите за статусом заявки. Если хотите, то вам перезвонят чтобы подтвердить заказ или сообщить, когда машина приедет. При заказе можно выбрать класс такси (вместе с ним и тариф) и указать другие предпочтения.

Такие заявки с подтвержденным номером и подробными деталями поездки можно отправлять сразу в несколько таксопарков или даже на биржу. Теоретически, шанс на исполнение такого заказа повышается. На практике необходимо еще много чего предусмотреть и сделать в приложении, прежде чем исполняемость заказов достигнет нормальной или привысит ее.

Наша команда предприняла такую попытку и получился Телепорт. Безусловно нам еще есть над чем работать: нужно подключать больше парков, добавлять города, сократить время отклика и время подачи машины… Но! У нас уже есть постоянные клиенты и некоторое количество заказов ежедневно.

Есть еще вариация на тему, когда после размещения заказа, вам предлагают варианты на выбор: уехать подороже, но быстрее или подешевле, но подождать. Все оформлено в виде списка предложений от разных таксопарков.

Российские аналоги:
— estaxi.ru (в разработке),
— taxionline.ru (работает),
— InTaxi (в разработке).
— Yeehay — это скорее биржа, но об этом ниже.

Отдельным пунктом, кошмарные реализации от региональных перевозчиков:
— Java-пульт от такси ВЕЗЕТ — мне удалось сделать заказ только на второй день ковыряния. Можно использовать как тест на интеллект.
— Аналогичная по удобству использования версия от такси WEST (сайт в дауне)
— WapTaxi — приложение на Java. Cайта нет, но есть форум. Работают года два как.
Есть и другие подобные попытки. Но некоторые из них даже не запускаются.

Западные аналоги:
TaxiPal — по заявлениям работают в Европе и США. По факту схема с заказом и отслеживанием работает только в некоторых странах. В остальных — приложение работает как телефонная книга.
GetTaxi.com — нажимаете кнопку, потом следите по карте как машина едет к вам.
Wheely — нечто родственное, еще в разработке; делает человек, свободно владеющий 4мя языками в команде с коммитером в Rubinius, и крутым objc разработчиком, бывшим дизайнером из студии на Газетном, сын пермского губернатора Олега Чиркунова. Почему тогда в «западные аналоги» попало? А это правильный вопрос :-)

Думаю этот список далеко не полный. Идея приложения для вызова такси будоражит многие светлые умы!

Web-приложение
Зачем писать под разные платформы, когда гораздо дешевле сделать сайт под мобильный браузер? Слава Б-гу они (браузеры) поддерживают функции геолокации и даже базы данных на клиенте. Но, как вы понимаете, не все так замечательно с web-приложениями. Видимо поэтому аналогов, соответствующих по качеству «родным» приложениям, пока нет. Хотя, быть может, просто еще не нашлось парочки правильных товарищей 😉

Повышение % исполняемости заказов и уменьшение времени отклика

Вторая проблема — повышение исполняемости. Формально она решается просто: нужно очень много машин. Фактически же, необходимо обеспечить баланс водителей и заказов в системе в каждый момент времени, и в каждой точке пространства.

Понятно, что исходя из закона больших чисел преимущества имеют крупные парки. Но даже самые крупные парки в Москве «не вывозят» всех. Мне доподлинно неизвестно в чем причина: недостаток машин или несовершенство технологии. Думаю и то и другое имеет место. Суть в том, что на почве этих проблем возникают попытки их решить глобальным объединением всех. Но объединять опять же можно по-разному…

Биржи
Все просто. Есть биржи заказов. Одни отдают заказы, которые не могут исполнить; другие — берут их и исполняют. Комиссию, которую отдает водитель пилят примерно в равных пропорциях. Опять же, по неизвестным мне причинам, топовые таксопарки не принимают участие в биржевом обмене. Возможно, дабы не портить свой имидж в глазах клиентов. Ну или, к примеру, вы заведуете парком где больше сотни собственных машин. Все машины — свежие Мерседесы E-класса. Ценовой сегмент — премиум. Кому отдать заказ своего клиента? Да некому, в общем-то. Не Логан же туда посылать.

Еще одна проблема с биржами в том, что они являются посредниками и добавляют свой «шум» в процесс технического взаимодействия. Т.е. фактически заказу нужно пройти несколько шлюзов, каждым из которых владеет отдельная компания и каждый из которых построен и функционирует по собственному принципу. Единого стандарта ведь нет!

Есть несколько бирж в Москве. В Питере все на среднем уровне. В других городах биржевого обмена фактически не существует, либо мне об этом ничего не известно. (Не нужно путать биржи с диспетчерскими, которые съели региональны таксопарки и полностью управляют потоком заявок для каждого.)

Кстати, проект Open-taxi, тоже по сути свой является биржей, с интерфейсом заказа для клиентов собственного производства. Пример успешной биржи в Москве с хорошим софтом: РБТакси

Собственные сети
Так вышло, что топовые таксопарки одновременно являются разработчикамиАРМов для таксопарков (исключение Infinity). Причины банальны: параноя (там же наше все!) и страх, что база с реальным списком заявок может попасть в руки налоговой инспекции (а это неминуемая казнь практически для любого парка). Соответственно, если вашим софтом пользуются 100 таксопарков в разных городах, то грех не объединить всех в общую сеть и не обмениваться заявками. Примеры те же: taxionline.ru и estaxi.ru

Опять же, примеров глобального доминирования конкретного ПО в конкретном городе — нет. Соответственно и существенного результата в повышении % исполняемости быть не может.

Кроме того, если вы лет 5 уже делает софт для корпоративных клиентов и привыкли, что юзабилити в таком масштабном проекте как АРМ для них не самое главное (ну т.е. это вы так думаете), для производства хорошего клиентского приложения вам предется провести серьезный рефакторинг мозга у себя и своих сотрудников. Описанный выше опыт такси WEST и такси ВЕЗЕТ (они же Лидер) это наглядно показывает.

Оборудование для экипажей, водители

То, как оснащен экипаж такси, тоже влияет на скорость обработки заявки. Одно дело, если в машине стоит таксометр с навигатором, в котором есть поддержка расчета маршрута с учетом пробок. И совсем другое, если это старая Нокия с Java-приложением, где отображается только два адреса «откуда-куда» и номер телефона клиента. Тут уж о мгновенном оповещении клиента о статусе заказа и положении авто говорить не приходится.

Кроме того, в разных службах разная политика: где-то водитель может брать только понравившиеся заказы, где-то он обязан выполнять все назначенные. Проблема в том, что в данном случае интересы водителя вступают в конфликт с интересами клиента.

Оптимизация стоимости

Когда есть много издержек и несовершенств в схеме бизнес-процесса, приходится либо повышать цены, либо жертвовать качеством. А это означает существование высокой минимальной стоимости заказа, наценки на поездки из аэропорта и так далее.

Кто же победит???

Зрящие в корень и успешно осилившие чтение до этого места, скажут: «Я понял! Надо все сделать самому, в виде сервиса! И кнопку, и АРМ и софтустройство для водителя!» Спасибо, кэп. Эту шикарную идею пытаются воплотить ребята изTaxofly. А также GetTaxi, про которых я уже писал выше.

Но с такой монстрообразной идеей зайти на сформировавшийся рынок весьма проблематично. Этож надо найти сразу много водителей и сразу много клиентов и все это одновременно запустить! Тут преимущество имеют уже существующие разработчики АРМов. Надо только научиться делать клиентские приложения.

Опубликовано 27th December 2011 пользователем 
vipua625